Jump to content
Свободная Калмыкия

Нийцан

Участник
  • Content count

    18
  • Joined

  • Last visited

Community Reputation

0 Neutral

About Нийцан

  • Rank
    Китад
  1. Probably , guardians of Chinggis khan wore more of silk clothing/ armor
  2. Поздравляю!!! за мультитран огромый респект! yже опробывал, yже опробывал, словарь очень плохо! есть много вопросы где мой любимыи слово зянг зянгс? почему слово "бузав" стал "донской" на русском? почему "цаhан толhа" "сәкүсн" "зурха" устаревшее слово?...и т. д
  3. К вопросу о реабилитации

    it was interesting to know about Tonka-pulemet4itsa
  4. Өөлдийн дотор Хошууд, Хойд, Цагаан Хойд, Шар Хойд, Бургуд, Харбургуд, Тольтон бургуд, Андуу шавь нэр, Жисэн шавь нэр, Барилга шавь нэр, Тайчууд, Ноён цорос, нохой цорос, Цагаан туг, Байлгас Хирэй цодог (хэрэй цувдаг), Тоос, Егөс, Авгас, Үлжингэд, Энхэ, Махчин хэрэй, Өтгөс, Шар Монгол зэрэг элхэн (овог) буй.
  5. Бурятия стала страной

    в Монголии, Калмыкия стала страной
  6. Новости Калмыкии

    В Монголии проходят дни Калмыкии фев 02 2009, 09:17 1-4 февраля в Улан-Баторе проходят Дни культуры Калмыкии. Соответствующее распоряжение подписал глава республики Кирсан Илюмжинов, который лично посетит Монголию. Во время своего визита руководитель Калмыкии встретится с президентом Монголии Н.Энхбаяром, с премьер-министром С.Баяром, с первым Вице-премьером и сопредседателем Монголо-российской межправительственной комиссии Н.Алтанхуягом, передало МОНЦАМЭ. Визит калмыцкой делегации в Монголию открывает череду мероприятий, посвященных 400-летию со дня вхождения Калмыкии в состав России. Глава Калмыкии и президент Международной шахматной федерации (ФИДЕ) Кирсан Илюмжинов во время визита даст мастер-класс по игре в шахматы монгольским детям, рассказал пресс-секретарь президента Калмыкии Буянча Галзанов, которого цитирует РИА Новости. Он отметил, что в ходе визита будет подписан меморандум сотрудничества Калмыкии и Монголии и ряд других документов. По словам Галзанова, решение о визите Илюмжинова в Монголию было принято потому, что "калмыки - потомки монголов". В рамках Дней культуры пройдут концерты Национального оркестра Калмыкии, танцевальных ансамблей "Тюльпан" и "Лотос", а также будет экспонироваться фотовыставка о республике и экспозиция Национального краеведческого музея им. Пальмова, передает "Интерфакс". Отметим, что с лета 2007 года Калмыкия установила прочные связи с автономным районом Внутренняя Монголия, входящим в состав Китая. Тогда было подписано соглашение по реализации инвестиционных проектов на территории республики. http://www.kavkaz-uzel.ru/articles/148967
  7. Песня о полковнике Тепкине

    какие слoва непoнятны?.
  8. Голова Джа-Ламы (Джа-Богдо)

    1928 онд Захчин гүний (Засагт хааны) хошуу ноён Гомбо-Очир өөрийн ойр дотнын 120 өрх айлтайгаа хил гарсан байна. Би ааваас яагаад ингэж нутгаасаа нүүсэн тухай олон удаа асууж байсан. Тэр хэлэхдээ "Бид "мухар толгойн ёс"-ноос зугтаасан гэДэг байв. Энэ ёс нь хөрөнгөтэй хүний хөрөнгийг хурааж, урт үстэй хүний үсийг тайрч, "мухар толгой"-той болгодог юм* гэнэ хэмээн тухайн үед хэлэлцдэг байж. Гэвч тэд хил даваад хүний нутаг, гүний хошуунд сайнаа үзээгүй билээ. Хил давангуут л Оспаны дээрэмчцд, Хуйхуйгийн Гааслин тэргүүтэй босогчдын (Гоминданы талыг баримтлагчид) дунд орж олонх нь амь нас мал хөрөнгөө алдаж хохирсон. Ингээд 60-аад өрх нь буцаж нутагтаа ирсэн. Үлдсэн хэсэг нь Оспаны эзэлсэн хилээр буцаж чадалгүй Гааслинхны дундуур гарч монголын хил*ээс 900 шахам километрт оршдог Хар усан хошуунд (Гоминданы засгийн заасан нутаг) очиж суурьшжээ. Толгойлж явсан хошуу ноён нь 1932 онд Гааслингийн дайнд амь үрэгдсэн гэдэг. Мөн рлон хүн замдаа өвчин эмгэгт нэрвэгдэж зарим нь нас барж байжээ. Энд миний өвөг аав Насан, ээжийн аав Хөх (Ноёны найр наадамд дуулдаг дуучин хүн байсан. Сумны шарх авч 3 өдөр, 3 шөнө дуулж байгаад өнгөрсөн гэдэг) *нар аМИй алдсан, Тэр нутагт голдуу торгуудууд нутагладаг байж. ЗахчиНгУУДаД тодорхой газар зааж өгч СанжИЙН (захчин) хүрээ тэж байгуулеан байна. Гомбо-Очирын хүү Дамдинбазарыг хошууны захирагчаар 1945 онд томилж байсан. 1949 онд Хятадад улаан хувьсгал ялснаар, хошуу захирагчийг буулгаж шоронд 13 жил хорьсон. (Гоминданы хамсаатан гар хөл бологч гэж) Шоронгоос гарах үед соёлын хувьсгал эхэлж бас 4 жил нэмж хоригдсон. Одоо 78 настай Шинжаанд амьд сэрүүн байна. 1988 онд урилгаар нутагтаа ирж байсан. Тэр нутагт түүнийг одоо болтол удам дагасан "цагаан ястан'^ ноён гэж хүндэлдэг. 1988 онд Монголд ирэхдээ цагтөрийн үймээнээс болж Шинжаанд очсон тэдгээр монголчуудыг эргүүлэн нутагт нь ирүүлах талаар өргөдөл бичиж, тэр үеийн АИХ-ын дарга ' Ж.Батмөнхтэй уулзсан. Түүнд Готов дарга "Эх орноосоо гарсны тань бид мэднэ. Та нарын эх оррндоо ирье гэж байгаа сайхан сэтгэлийг бид ойлгож байна. Гэтэл хоёр улсын асуудал учир аажимдаа шийдэгдэх байх. Ноён таны амьд сЗрүүнд энэ суудал шийдэгдээсэй" хэмээн хэлж байжээ. Энэ үгэнд ноён маань ихэд баярлаж нутгийн олондоо одоо болтол ярьж байдаг юм. Тэр "тухайн үеийн байдлаас болж нүүсэн хэдий ч энд авчирсан монголчуудын өмнө бид буруутай" гэж ихэд гэмшдэг юм. 1992 онд тэр дахин Монголд ирсэн. Бас л уг асуудлаар төр засагт хандаж өөрийн эцгийн хийсэн лай ланчгийг амьд дээрээ арилгахыг оролдсон. Төр засагт өргөдөл өгч уулэахыг хүссэн боловч чадаагүй. Ерөнхийлөгчийн тамгын газрын Дашдоржтой уулзаж Ховд аймгийн даргын тодорхойлолт,. (урьд нь Ховдод үнэх-ээр амьдарч байсан гэсэн) Шинжаанд амьдарч буй захчин айл өрхийн жагсаалт зэргийг гардуулаад буцсан. *Дашдорж хэлэхдээ': "Тэнд байгаа хүмүүс наашаа ирэх нь хоёр улсын асуудал учир хэцүү байна. Харин энэ Бадам шиг цөөн цөөнөөр ирвэл болно байх" гэж хэлсэнд нь тэр бас л баярласан.Тэвч ноён өөрөө сайхан цаг ирсэн тул төрийн дээдсийн хэн нэгэнтэй уулзах байх гэж найдан 4 өнгийн хадаг хүртэл авч ирээд, ямар өнгөтэй хадгийг нь төрийн тэргүүнд баривал дээр болох тухай зөвлөгөө хүртэл авч байсандаа. •Тэгээд бүтээгүй учир сэтгэл дундуур буцсан (Энэ хүн тэр нүүдлийн үед II настай хүүхэд байжээ.). Буцахдаа надад "Би одоо хэдэн жил амьд явах билээ. Чи бас гайгүй сэргэг төрж ямар ч байсан ах дүү нараа аваад эх орондоо ирчихжээ. Хэдийгээр би энд ясаа тавьж чадаХгүй ч гэсэн миний нэг охин танайхны бэр болж энд ирсэнд баярлаж явна. Энэ бол миний ганц баяр юм даа. Одоо чи бичиг номтой хүн байна. Өөрийн асуудлаа шийдчихээд таг сууж. нутгийнхаа ард түмнийг мартав. Миний энд орхисон өргөдлийн хариуг цагт ямагт асууж лавлаж байгаарай. Миний нас гүйцэж, чадал хүрэхгүй бололтой. Чи одоо тэнд үлдсэн ах дүүсээ татаж авах хүнд үүрэг хүлээлээ шүү хэмээн дахин дахмн хэлж байлаа. Шинжаанд соёлын хувьсгал дуустал бид их зовж ядарч байсан. Улаан хувьсгал ялаагүй байхад очсон монголчууд малчид байсан бөгөөд очоод чинээлэг айлуудын (чантуу, хятадын) мал харжамь зогоож байсан. Манай аав Мөнх гэхэд баян чантуугийн адуу хариулдаг байж. Нэг удаа тэр 2 морь сэлгэж унаад нутагтаа орж чадахгүй ч бараагий нь харъя гэж Байтагийн уулан дээр гарч байсан гэдэг. Алсад их цастай өвөлжөөнүүд харлаад үзэгдсэнд, сэтгэл уярч өдөржин уйлж сэтгэл онгойлгоод буцаж явсан гэж ярьдагсан. Манай аав ах дүү зургуулаа гарсан. Тэнд халдварт шар өвчин дэлгэрч бусад 5 нь 1943 оноос өмнө үрэгдсэн. Тэр ганцаар үлдэж их ч зовж, эцэст нь манай ээжтэй нийлэн сууж, есөн хүүхэдтэй болсон. Амьдралын хүнд нөхцөлд олон хүүхэд тэжээх гэж их зовсон. "Хан цагаан аав та нарыг өршөөж хүн болголоо" гэдэг байсан. Тэр ан хийж биднийг тэжээдэг байлаа. Бидэнд амьдралын хүнд жилүүдэд идэж үзээгүй юм бараг байхгүй. Тэнд хамгийн тэжээлтэйд тооцогддог малд өгдөг "мушуй" гэдэг өвсийг хивэгтэй хольж чанаад өгдөг байсан. Хангай газар тул модны үр жимс хүртэл идэж арай л өлсөж үхээгүй. Соёлын хувьсгалын өмнөхөн 1958 онд "лам нарын хэрэг" гэж. бослого гарч дарагдсан. Үүнээс хойш хятадын төв засгийн онцгой анхаардаг мужид орсон. Мөн өмнө, хойт Шинжааныг холбосон засмал зам энэ хошуугаар дайрч өнгөрдөг болохоор хяналт хатуу байсан. 1958 оноос хойш олон хүмүүс өргөдөл өгч Монголд очихыг хүссэн боловч бүгд бүтээгүй. Үүнээсээ болж хэлмэгдэн -хорин хэдэн хүн хориод жил шоронд . сууцгаасан. Ингээд бүгд зүрх алдан нутгаа ярих асуудал ч нууц байдалд орсон. Тухайлбал бид бага байхдаа "нутаг руугаа нүүж байна" гэж чулуу цувуулан тоглодог байсан. Тэгээд гаднын хүн ойртонгуут чулуугаа тарааж цацдаг байлаа. Амьдрал хүнд байсан учир эцгийн 9 хүүхэд дотроос би ганцаараа монгол сургуульд суралцсаи. Намайг үсэг холбож эхлэхэд эцэг маань ихэд баярлаж юань дээр бичсэн монгол бичгийг уншуулан, чадаж байвал тэр дэвсгэртийг өгч урамшуулдаг байлаа. Юм бичүүлж дандаа газрын нэр хэлдэг байв. Хамгийн анх "Бодончийн хүрээ", "ямаан усны зурагт хад"гэх мэтийн нутгийнхаа газрын нэр, "Тэмээн" Гомбо гэх мэт үерхдэг байсан нөхдийнхөө нэр бичүүлдэг байлаа. Том болоход түүх ярьж нутгийнхаа тухай хэлж бичүүлдэг байсан. Цаг мэдээж, сайхан болно бид эс юмаа гэхэд та нар заавал нутагтаа очно. Цагийн хэцүүд хол нутагт ганц бие явах нь дээр байдаг юм. Хэрэв нутаг буцъя гэвэл гэрлэхгүй тэвчих хэрэгтэй. Бүр болохгүй бол дээр үед хамт ирсэн нутгийнхан дотроосоо гэрлэ. Тэгвэл буцахад амар гэж байв. Бид ч үүнийг да>асан. Тэр нутагт биднийг цагаач захчингууд гэж гадуурхдаг. Нутгаас салсан хүн үндсээс нь тасалсан өвс лүгээ болдогийг ийнхүү бид удам дамжин мэдэрсэн юм. Үүнийг эх орондоо байгаа хүмүүс тэр бүр ойлгохгүй байх л даа. .1980 оноос байдал арай дээрдэж идэх, уух, өмсөх, зүүхтэй болж монгол сургууль байгуулатдсан. (1963-1973 онд монгол сургуулийг хаасан байв). Монгол хэлээрээ ном үзэж монголын тухай сонсох эрхтэй болсон. Өмнө нь бол нууцаар монголын радиог сонсдог байсан. Хэрэв баригдвал 15 жилээр хоригдох хуультай байлаа. 1984 оноос захиа бичиж монголтой холбро тогтбохЫг оролдож эхэлсэн. Эн^хүсэл маань 1988 онд биелж хятадад «уугаа Монголын элчингээр дамжуулан, ойрын хамаатан болох тавь гаруй өрх айл байдгийг мэдсэн. 1989 онд хувийн урилга авч ээжтэйгээ хамт 3 сар монголдоо байж Ховдын Мөст суманд амьдардаг аавынхаа төрсөн згчтэй .уулзаж байлаа. Ингэж 60 гаруй жил нутгаа хараагүй хөгшин эх минь ах дүүстэйгээ учран золгосон баярт үйл явдал болсон. Энэ үед ардчиллын анхны уур амьсгал Монголд орж байсан цаг юм. Ах дүү нартай бид яриад цаг сайхан болох нь ямар ч байсан тэндээс наашаа ирж нэг дор амьдаръя гэцгээсэн. Тэд нар ч дуртайяа ир гэцгээсэн. Тэгээд бид буцсан. Захиагаар байнга харьцаж цаг улам сайхан болж буйг мэдсэн. Тэгээд анх 1990-9-15-нд Монголынхоо төр засагт хандан өргөдөл гаргацгаасан. УИХ-аас явуулсан хүн монголын иргэн манай авга ахын хүүхэд дээр очиж өргөдлийн талаар асууж лавласан байсаж Тэгээд нэгэн анкетны загвар өгч энд ирээд ямар ажил эрхэлж болох, хэдэн өрхийн хэдэн хүн ирэх гэж буй талаар бөглөж өг гэжээ. Тэр ах маань бидний урилгаар Шинжаан очиж я^ваад тэдгээр анкетын хуудсуудыг алга болгосон баив. Тэр анкет авчирч өгсөн хүн нь "тэр улсууд чинь ямар нэг байдлаар Монголд ирчихсэн нөхцөлд тэднийг энд айх юмгүй чөлөөтэй амьдруулж болно. Хамгийн гол нь Монголд ирэх явдал л байна'' гэж хэлж байсныг ах маань бидэнд дамжуулсан. Тэгээд засаг захмргааны талаас биднийг урих ямар ч боломжгүй гэдгийг ,бид мэдсэн. Ийнхүү хувийн урилга ах дүүсээсээ аваад, Хятадын засгийн газарт өргөдөл гаргаж Монголд очиж суурьших хүсэлтээ илэрхийлсэн. Хятадууд судалж үзээд 1925-1929 онд Монголоос ирсэн нь үнэн болохыг тогтоож'буцахыг зөвшөөрсөн. Тэгээд 1991 онд нэгэн эцэг эхийн ах дүү 5 өрх айл монголд орж ирсэн юм. Ийнхүү уг гарал, удам судраараа монгол хүмүүс, сэтгэл зүрхээрээ тэмүүлсэн эцэг өвгөдийн эх орондоо ирээд байгаа нь энэ билээ" хэмээн Мөнхийн Бадам гэгч нэгэн залуу ярьж байна. Тэмдэглэсэн Т.БАВУУДОРЖ
  9. I think it has nothing to do with halh mongols. That is opinion of world community ( world known historians) . If you have your own version, you'll certainly have your chance to publish your book about your version. I can't wait to see your work.
  10. +1 da o4en neumestnye napadki. daje o4en slepoi nadpadk не знаю. Ищим мы вместе факты o "государственной политики насильственной ассимиляции ойратского меньшинства Монголии халхасским большинством" (с) calmouk. FOR YOUR KNOWLEDGE. for the beginners. All infos are from Wiki and Russian sources В 1911 году в Халхе началось национально-освободительное движение монголов за отделение Внешней Монголии от Китая. 1 декабря 1911 года халхаские князья и ламы провозгласили независимость Монголии от Китая. В 1911-15 монгольского государства, Восьмой Богдо-гэгэн (1870–1924) в 1911 встал во главе монгольского теократического государства, получившего независимость от Китая. в 1915-1919 - автономия Внешней Монголии. В 1919 оккупирован китайскими войсками, Богдо-гэгэн (1870–1924) был отстранен от власти после взятия Урги китайскими войсками, в феврале 1921 - войсками Унгерна фон Штернберга. В 1921 году Унгерн стал фактическим диктатором Монголии и приступил к реализации планов по воссозданию державы Чингисхана, Богдо-гэгэн, освобожден и восстановлен на троне бароном Унгерном, 6 июля 1921 УЛАН-БАТОР занят Монгольской народной армией и частями Красной Армии. в июле 1921, опираясь на большую помощь Советской России, они добились независимости, создав свое собственное монгольское государство. Советская Россия была не согласна с независимостью Монголии, но в 1921 г. признала правительство под руководством Бодоо. Новое правительство провело коронацию Богдо-гэгэна и основало ограниченную монархию. Богдо-гэгэн, в 1921–1924, стал ограниченный монарх. Москва и Пекин долго затягивали решение проблемы независимости Монголии. В конце концов, в мае 1924 г. Советский Союз и Правительство Китая подписали соглашение о том, что Монголия является частью Китая. Также Советский Союз достиг согласия с лидерами китайских гоминьдановцев о проведении Красной революции во всем Китае, включая и Монголию. Так Монголия стала объектом необъяснимых и плохо согласующихся друг с другом договоров между Советским Союзом, Правительством Китая и лидерами гоминьдановцев. Богдо-гэгэн вплоть до самой смерти (1924) оставался светским и духовным главой государства и, считаясь "живым божеством", был объектом поклонения со стороны всех слоев населения Монголии. Только после смерть Богд хаана, Монголия была провозглашена народной республикой. Вскоре после провозглашения Монголии народной республикой, под давлением советского режима в стране развернулась антирелигиозная компания. Монахи подвергались жестоким репрессиям, а монастыри и духовные школы закрывались. Уже к концу 30-х годов на территории Монголии остался всего один действующий монастырь. С ликвидацией высших иерархов сангхи исчез и институт хубилганов и преемственность перерожденцев, носивших титул Халхa Джебдзун-дамба-хутухта, была прервана. В Mонголии. 1922-1924 , Бодоо, Данзан,Дамбын Чагдаржав ,Хатанбаатар Магсаржав ван, Хичеенгуи сайд Цэрэндорж, хутухта Содномын Дамдинбазар, Сухбаатар и др националистически настроенные халхаские интеллигенция были убыти и страдали и умерали . В 1925г. советские войска были выведены с территории МНР. 1928 г. К власти пришли сторонники Коминтерна, так называемые "левые". С ухудшением отношений с гоминьдановским Китаем Советский Союз и Коминтерн начали работу по установлению коммунистического общества в Монголии. Однако лидеры Монголии пытались следовать независимой политике, не принимая в расчет мнение Москвы, но VII съезд Монгольской Народно-Революционной Партии отстранил их от власти. Начало 30х годов. Конфискация имущества у богатых и зажиточных аратов. По указанию Коминтерна началась конфискация имущества и скота у населения. в начале 30-х годов, Монголы (оснавном халхасы) восстали против безбожникы-коммунисты. Коммунисты и русские разбомбили монастыри.. Монастыри были опустошены. Многие люди пытались спрятать свое имущество и были арестованы. Например, в одну из центральных тюрем было посажено 5191 человек. Даже после этих мер партия решила, что этого не достаточно, и была организована новая акция по конфискации, во время которой погибло много простых людей. В то время одна овца стоила 50 тугриков, а было конфисковано имущества на сумму 9,7-10 миллионов тугриков. Хорлогийн Чойбалсан, дагуур барга или почти бурят (монг. Хорлоогийн Чойбалсан[1]; 8 февраля 1895 — 26 января 1952) — политический лидер Монголии с 1930-х годов до своей смерти. начался кошмар. http://kamsha.ru/journal/analitycs/mongolia.html Такая спокойная Монголия. Чойбалсан Занимал должности главы государства (Председатель Президиума Государственного Малого Хурала, 1929—1930), главы правительства (Председатель Совета Народных комиссаров и Председатель Совета Министров, 1939—1952). С 1937 года - главнокомандующий Монгольской Народно-Революционной армии, маршал. Eго преемник был дервюд Юмжагийн Цэдэнбал. После смерти Чойбалсана в 1952 также стал премьер-министром. 1960 г. Население Улаанбаатара достигло 100 000 человек. Люди в большом количестве переезжали в Улаанбаатар. Началась урбанизация Монголии. Это привело к изменениям в социальной сфере и промышленности. С помощью СССР, а затем и стран-членов СЭВ была создана основа промышленности страны. 1961 г . Монголия стала членом ООН. С 1946 г. Монголия пыталась стать членом ООН, но этому долгое время мешали Запад и Китай. После того, как Монголия стала членом ООН и других международных организаций, ее признали во всем мире. В начале 60-х годов XX века отношения между СССР и Китаем ухудшились и привели к вооруженным столкновениям на границе. В 1967 г. Советский Союз ввел войска в Монголию, общее количество советских военных достигло 75-80 тысяч. Китай сосредоточил войска на своих северных границах. Цэдэнбал cумел исключить из ЦК своих основных соперников (халхасы) , среди которых были Дашийн Дамба (1959), Дарамын Тумур-Очир (1962), Лувсанцеренгийн Ценд (1963), а также «антипартийная группа в составе — Лоохууз, Нямбуу и Сурмааджав» (декабрь 1964). В условиях "холодной войны" Монголия получила возможность брать кредиты у СССР. Советский Союз в период с 1972 по 1990 гг. выделил Монголии 10 миллиардов рублей. Эти деньги дали толчок к социальному и экономическому развитию. Жугдэрдэмидийн Гуррагча - первый космонавт Монголии, космический полёт совершил с 22 по 30 марта 1981 года в качестве космонавта-исследователя на космическом корабле «Союз-39» (командир экипажа В.А.Джанибеков) Цэдэнбал yшёл в отставку в августе 1984. Eго преемник был (баяд) Жамбын Батмунх Жамбын Батмунх, монг. Жамбын Батмөнх. В 1984, наряду с Д. Моломжамцем, Батмунх играл ключевую роль в устранении от власти престарелого лидера Цэдэнбала. Батмунх был назначен новым генеральным секретарём ЦК МНРП. Его политика состояла в усилении связей с СССР. Когда в Монголии начались массовые акции протеста с требованием демократизации политики, Батмунх вскоре ушёл в отставку. Жил в Улан-Баторе на пенсии. В 1989 г. коммунистическая система рушилась по всему миру. В Китае возникло движение Тяньаньмень, восточно-европейские страны выбрали демократию и свободу. 10 декабря 1989 года было объявлено о создании Демократического Союза Монголии. Вскоре были созданы Демократическая партия Монголии, Социал-демократическая партия Монголии, которые потребовали изменений в социальной структуре страны. Летом в Монголии прошли первые свободные выборы. Первый парламент Малый Хурал начал работать на постоянной основе. П.Очирбат был избран первым Президентом Монголии. Таким образом, Монголия стала свободным и независимым государством и перешла к открытому обществу и рыночной экономике. В течении 2х лет (1989 - 1990) СССР вывел свои войска из Монголии (50 тыс. офицеров и солдат, свыше 850 танков, около 1100 боевых машин пехоты, 820 артиллерийских систем, 190 самолетов и 130 вертолетов). 13 января 1992 г. Монголия утвердила демократическую Конституцию и объявила об образовании республики с парламентским управлением. В апреле 2007 года население Улан-Батора превысило 1000000 человек. -------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------- Что такое панмонголизм? панмонголизм!!!!-саму идею сформулировали не халх-монголы забайкальский бурят Жамцрано сформулировал основные тезисы панмонголизма, продемонстрировавшие поразительную живучесть на всем протяжении XX века. В связи с расширением национально-освободительного движения в начале ХХ в. на окраинах России среди бурятских демократов-просветителей Ц.Жамцарано, Э.Ринчино, М.Богданова, Б.Барадина, Г.Цыбикова идеи возрождения монгольского единства, общемонгольской государственности, получают широкое распространение. И еще пытались "примерить" ее на себя" в прошлом калмык Хара-Даван. Это движение не имело массовой поддержки, В объединении не были заинтересованы формирующие политические и культурные элиты Халха Монголии. Пан-Монголизм, хотя неплохая идея но опасно. Как отметил историк Ч.Э. Зиглер: «Ни российским, ни китайским государственным интересам не соответствует идеи панмонголизма. В Китае боятся вредного влияния УланБатора на Внутреннюю Монголию, а в Москве – на Бурятию, Туву, Калмыкию». Жаль что Халхасы не интересуют .
  11. specially for calmoouk , opening halha mongol emissary in elista is just one step forward assimilating Kalmyks into halha majority . eeeee mongol monster is coming, be afraid...Ok calmouks comment was entertaining. anyway why do you think Wala wala tribe people in western mongolia assimilated into Halha people forcefully? Who forcefully assimilated them into Halha majority? Who hold such politic
  12. и осталось там навсегда
  13. written on Tod bichik Чех Словак нутугин министер доктор Едвард Бен?иш
  14. Тодо бичиг-Clear script-Ясное письмо

    Тодо бичиг (монг. ясное письмо) — письменность, созданная в 1648 году на основе старомонгольского письма ойратским просветителем, буддистским монахом Зая Пандитой (Зая Пандит Намхайджамцо -Зая Пандита Огторгуйн Далай. ок. 1599—1662) - ученый просветитель) для приближения письменности к произношению, а также упрощения записи санскритских и тибетских заимствований, широко использовавшихся в религиозных текстах. Письменность получила широкое распространение среди ойратов и калмыков. В калмыцком языке письмо тодо-бичиг использовалось вплоть до 1924 года и было заменено кириллицей в ходе проводившейся тогда кампании кириллизации алфавитов народов СССР. Ойраты в КНР пользуются им до настоящего времени, хотя в образовании используется старомонгольский алфавит.
×