Jump to content
Свободная Калмыкия
Sign in to follow this  
calmouk

Калмыцкий национальный район Ростовской области

Recommended Posts

masta    0

стопудняк инфа есть у КНИ и его шайки, тиканули они оттуда, а мы их "казаков с языком калмыцким" по доброте душевной приютили :)

В литературе советского периода отмечается, что в 1920 г. «калмыцким народом была обретена своя государственность». Государственность эта по форме и содержанию резко отличалась от утраченной в 1771 г. В пределах автономной области калмыцкого народа началось воссоединение калмыков, разъединенных при царской администрации границами нескольких губерний. В 1928-1935 гг. Калмыцкая область входила состав Нижне-Волжского края (Немичев, 1989). Что касается территорий донских калмыков, то после гражданской войны часть населенных пунктов Дона входила в состав автономной области Калмыкии как Ремонтненский уезд, а часть оставалась в составе Донской (ныне Ростовской) области. В 1922-1925 гг. в связи с образованием автономной области калмыцкого народа, началась деятельность по переселению в Калмыцкую автономную область всех калмыков, проживавших за ее пределами. К 1926 г. процесс переселения калмыков Дона в КАО завершился. Оставшиеся на Дону калмыки были причислены к Зимовниковскому району Сальского округа Северо-Кавказского края. В 1928 г. ВЦИК СССР принял решение об образовании Калмыцкого района в составе Сальского округа Северо-Кавказского края и Калмыцкой автономной области. После принятия Конституции 1936 г. было осуществлено новое районирование СССР, в результате чего территория Калмыцкого района значительно сократилась. В 1944 г. район прекратил свое существование (Алексеева, 2001.)

 

Большая часть вернувшихся, сохранила прежний характер расселения, т.е. возвращались в основном в те районы, откуда были родом. Однако переселенцы, возвратившиеся на территорию бывшего Калмыцкого национального района Ростовской области столкнулись со многими неблагоприятными факторами, в том числе и скрытой формой дискриминации по национальному признаку, что вынудило их переселяться в Калмыкию (Алексеева, 2001).

Share this post


Link to post
Share on other sites
6DoF    0

krest_vopr.jpg

Теперь небезинтересно взглянуть на жизнь крестьянского населения в Сальском округе, собственно арендаторов калмыцких земель.

Лет тридцать тому назад калмыки вели еще кочевой образ жизни, располагаясь улусами между р. р. Салом и Манычью и разделяясь на 13 сотен, с определенным районом кочевья для каждой из них. Главное занятие их, как и всяких кочевников, было коневодство и скотоводство: лошади, рогатый скот, верблюды и овцы. Других промыслов не имели. Земледелие им было чуждо. Донские калмыки, наравне с казаками, с конца XVIII в. несли военную службу, снаряжались в поход на свои средства. Калмыцкие улусы граничили по р. Салу с юртами казачьих станиц среднего течения Дона. Это соседство наносило огромный вред казачьему населению их воровством и грабежами. Предметами воровства были лошади и рогатый скот. Ни одной ночи не проходило без воровства или вооруженного столкновения казаков с ворами-калмыками. Казаки устраивали засады по балкам и оврагам, поджидая грабителей, и с застигнутыми врасплох расправлялись по своему, по-степному, по закону Линча. Как и все азиаты, калмыки, по первому впечатлению, кажутся наивными простаками, первобытными детьми широких степей, но на самом деле это народ чрезвычайно смышленный, хитрый и скрытный.

9_kalmyki.jpg

Калмыки пьют чай в степи (www.ethnomuseum.ru)

Воров из своей среды по своему азиатскому обычаю, они никогда не выдают, и рискнувший пуститься в поиски за украденными животными ничего в калмыцких улусах не найдет и ни от кого ничего не добьется. "Не видал, не знаю" – один у всех ответ. "Толмач уга" – не понимаю. Правды и откровенности от калмыка не услышишь. Это замкнутая среда. Русских они чуждаются и всячески стараются от них обособиться. Главными руководителями в этом отношении является их ламайское духовенство (бакши, гелюны и гецули), имеющее на них огромное влияние. Принявших крещение они стараются вытеснить из своей среды, отчего те сами спешать порвать с ними всякие связи.

Чтобы положить предел хищническим наклонностям этого народа, по ходатайству войскового начальства, в 1877 и 1880 г. г. Военным Советом было постановлено образовать из 13 калмыцких сотен 7 станиц в пределах отведенных им земельных довольствий, т. е. обратить этот кочевой народ в оседлый, мера эта была приведена в исполнение только в 1890 году. Впоследствие из трех калмыцких улусов было образовано 13 станиц, по числу бывших сотен, со станичным управлением в каждой на том же выборном основании, как и в донских казачьих станицах: во главе станичный атаман, его помощник или кандидат, казначей и доверенные, а также выборные станичные судьи. 84) .

Лиц станичного управления калмыцкие общества избирают из своей среды; только в некоторых из них приглашены на службу станичными писарями не калмыки, да и от тех они стараются поскорей избавиться и заменить своими, так как грамотность, благодаря школам, стала в последнее время проникать и в эту глушь. Низшая станичная и хуторская полиция, в виде полицейских приказных, назначается также из калмыков.

При таком положении дела и при обыкновении калмыков "своих не выдавать", раскрытие преступлений становится довольно затруднительным, а иногда даже невозможным, на что и было обращено, лет 15 тому назад, внимание новочеркасской прокуратурой по делу об убийстве отца и сына Текучевых калмыками хутора Терновского Власовской станицы. Текучевы осмелились розыскивать угнанный с их зимника на р. Салу скот и скоро нашли его в хуторе Терновском. Завязалась перестрелка. Табунщик Текучевых, из астраханских дербетских калмыков, был убит, Текучев-сын – ранен и преследуемый хищниками до самой станицы Власовской, около 20 верст, был пойман там, на глазами населения (калмыцкого), на аркан, выволочен в степь и убит. Текучев-отец в это самое время находился в станице Власовской и просил содействия и защиты у станичного атамана, офицера калмыка, тщетно. И отца постигла та же участь.

Об этом преступлении знала вся калмыцкая станичная администрация, но скрывала. Все отвечали: "не видал, не знаю". Проходили дни за днями, неделя за неделей. Текучевы пропали без вести. Об убийстве их лишь догадывались, но никто из их родственников не знал, где и как это случилось. Для розыска их был назначен целый отряд казаков соседней казачьей станицы Атаманской и привлечены к тому же сами калмыки. Была исследована вся степь, и только после долгих и тщательных поисков трупы убитых были найдены зарытыми в сухом колодце, на месте, где нарочито стоял табун калмыцких лошадей. Была готова вспыхнуть резня между казаками и калмыками, и только вмешательство окружной администрации предотвратило эту катастрофу. Но все-таки следствие не выяснило ничего, и преступники не были разысканы. Калмыки своих не выдали. Прокуратура просила войсковое начальство обратить внимание на такое ненормальное положение вещей и войти с ходатайством в военное министерство о разрешении назначать в калмыцкие станицы хотя бы часть станичной администрации не из калмыков, а также обязать эти станицы иметь низшую полицию из донских казаков, так как полиция из калмыков, скрывая преступления, действует не в интересах общегосударственных. Просьба прокурора принята была к сведению и только. Лишь в недавнее время, под давлением окружной администрации, некоторые станицы учредили на свои средства несколько должностей полицейских урядников и, кроме того, войско содержить 30-40 урядников для охраны коннозаводческих участков от набега хищников, при шести должностях полицейских чиновников-заседателей. Вот и вся полиция Сальского округа, при пространстве его в 19,454 кв. версты, с населением, склонным к воровству и разбоям.

И вот в этой-то глухой калмыцкой степи поселились пришлые крестьяне-хлебопахари – 53 поселения, 1,770 дворов, более 20 тысяч душ обоего пола, арендуя более 50 тысяч десятин земли калмыцких станиц на весьма тяжелых условиях и поднимая плугом девственную почву. Этот элемент пришлых русских людей для многих калмыцких деятелей, старающихся обособить своих единоплеменников от стороннего влияния, очень нежелателен, но в силу необходимости заставляет его терпеть: калмыцкая станичная земля должна приносить доход, так как на эти средства содержится вся станичная администрация, покрываются все общественные нужды, исправляются казаки-калмыки на военную службу. Других общественных доходов нет. Сами калмыки очень мало засевают хлеба. Недавние кочевники – они еще очень плохие и неумелые земледелы. Чуждаясь русских и не принимая никого в свою среду, они тем не менее у пришлых хлебопашцев кой-чему и научились. Правда, обработка у крестьян земли производится самым первобытным способом, так как агрономической помощи они ни от кого не имеют; да и кто может обратить внимание на каких-то пришлых, временных поселенцев; у калмыцкого же населения эта обработка еще хуже. Выручает только девственная, хранящая в себе запасы плодородия почва. Медицинской помощи у крестьян также никакой. Живут, рождаются и умирают при таких же условиях, как и десять веков тому назад. Общественного управления в этих крестьянских поселениях также никакого нет, – живут сами по себе. Дела решают громадой; но ведь решения этой громады ни для кого не обязательны. Ссоры, драки, воровство, семейные неурядицы, тяжбы и иски за присвоение чужой собственности, запашки, потравы и многие другие недоразумения, возникающие в крестьянском быту, должны быть разбираемы и решаемы на основании существующих законоположений, станичной администрацией и станичным судом, раз эти тяжущиеся проживают в пределах станичного юрта. А станичный суд решает дела на основании местных обычаев и правил, принятых в казачьем быту. 85) . Вот тут-то и весь ужас положения крестьянского населения, обязанного в силу закона, подчиниться решению суда калмыцких судей, руководящихся местными обычаями и правилами, но чьими: своими, или крестьянскими... Надо полагать – своими, ведь не может же калмыцкий судья, как-бы он умен не был, мыслить и судить по крестьянским обычаям, которые ему вовсе не знакомы и которых он, как облеченный властью, не желает и знать. А другого суда нет. Во избежание перспективы тягаться в таком суде, крестьянам приходится свои дела решать таким порядком, какими решали их предки тысячу лет назад. Но все-таки обстоятельства нередко заставляют их обращаться и искать защиты и у этой власти. Все остальное начальство далеко, за тридевять земель. Калмыки – племя вымирающее. Европейская культура, если только то, что дано им, можно назвать культурой, действует на них пагубно. Кочевник не привязан к месту. Загадив одно, он переходит на другое. Лучшие санитары его – солнце и степной ветер, а также пернатые хищники. В современных калмыцких оседлых поселениях эти санитары отсутствуют. Калмыцкие станицы, представляющие собою группы серых земляных и унылых хат, – очаги всяких заразных болезней. Хаты-клоаки, восточные клоповники.

В начале прошлого века калмыков считалось мужского пола 6,772, женск. 6,850 душ, всего 13,622 душ.; в 70-х годах муж. 13,039 и женск. 13,097 душ, всего 26,136; в 1915 г. 16,031 муж. и 14,698 жен., а всего обоего пола до 30,729 душ 86) .

Этот маленький, теперь оседлый народец, приютившийся в Засальских степях Донской области, постепенно уменьшающийся в свой численности и притом стоящий на низкой степени культурного развития, владеет громадными пространствами годной под хлебопашество земли, более 35 дес. на одну мужскую душу, и в будущем не подает никаких надежд на развитие в экономическом отношении края, богатого по своему плодородию. Он неохотно и слабо усвоивает приемы степного земледелия; садоводства же и огородничества совсем не знает, а между тем старается обособиться и не принимать никого в свою среду. Раньше он в обширных размерах занимался скотоводством, теперь же и эта отрасль хозяйства с его оседлостью стала упадать,

С образованием калмыцких станиц и отмежеванием им громадных земельных пространств, в войсковой администрации был поднят вопрос о заселении этих станиц, как вновь образованных казачьим элементом из станиц малоземельных, на общем основании, но кем-то своевременно были приняты миры и вопрос этот повис в неведомых пространствах. Не пора ли вновь взяться за него? Везде раздаются жалобы и вопли о малоземелье, а в Сальском округе – 4 человека на одну квадратную версту. В одних местах земли, по скученности населения, истощили, и вместо хлебных злаков дают одне лишь сорныя травы, а там лежит действенная почва, от мира не тронутая плугом. Русские пампасы и льяносы пора заселить культурным элементом.

http://www.passion-don.org/country/country_9.html

 

брошурка 1917 года выпуска... Смотрим дальше...

Share this post


Link to post
Share on other sites
6DoF    0
Февральскую революцию 1917 г. калмыцкий народ встретил “частью равнодушно, частью сочувственно-выжидательно”24. Однако серьезное беспокойство астраханских калмыков-кочевников вызвала активизация русских крестьян-колонистов, которые вновь (как и в период революции 1905-1907 гг.) стали требовать передачи им в надел калмыцких земель, мотивируя это тем, что калмыки не несли повинностей в пользу государства, в том числе и воинской25. Решить эту проблему можно было только двумя путями - либо перевести их в состав казачества, либо создать в Калмыцкой степи земства.

 

В межреволюционный период во главе ЦИК по управлению калмыцким народом оказались представители калмыцкой знати и интеллигенции, в основном придерживавшиеся правых взглядов. Эта группировка под руководством нойонов Д.Ц. Тундутова и Т.Б. Тюменя 29 сентября 1917 г. добилась перевода астраханских калмыков в состав Астраханского казачьего войска. 23 декабря 1917 г. войсковой круг избрал Калмыцкое войсковое правительство во главе с бывшим заведующим Управлением калмыцкого народа Б.Э. Криштафовичем. Атаманом калмыцкой части Астраханского казачьего войска был утвержден Тундутов26. На территории Калмыцкой степи были сформированы казачьи округа, во главе которых были поставлены атаманы: нойон С.-Д.Б. Тюмень (Багацохуровско-Хошеутовский округ), зайсанг Г.Д. Балзанов (Манычский округ), ветеринар О. Босхомдживев (Малодербетовский округ), бывший чиновник А.Г. Мещеряков (Яндыко-Мочажный округ), бывший писарь Г.Ц. Ташуев (Икицохуро-Харахусовский округ)27. Однако в большей части отрядов, формирующихся в улусах, оружия не было.

 

12 января 1918 г. в Астрахани началось контрреволюционное восстание под руководством атамана И.А. Бирюкова. В советской историографии сложилось твердое мнение, что среди мятежников была лишь одна сотня калмыков из близлежащего Хошеутовского улуса под командованием прапорщика Дедова, появившаяся на третий день боев, в которых она не принимала непосредственного участия, а несла охранную службу28. Между тем непосредственный участник тех событий Манычский окружной атаман Г.Д. Балзанов писал в своих воспоминаниях, что уже в ночь на 12 января в отряде из 1 200 мятежников были созданы 3 казачьих сотни из калмыков (240 конников с 85 винтовками и “дробовиками”)29. В ходе последующих боев, по информации Балзанова, только в поселке Калмыцкий Базар (ныне в черте Астрахани) 13-14 января было набрано 180 добровольцев-калмыков, правда, без оружия30. После поражения Астраханского восстания 1918 г. часть мятежников во главе с полковниками Сахаровым и Тундутовым бежали в Калмыцкую степь и пытались поднять калмыков на выступление против Советской власти, но поддержки не получили. Остатки мятежников составили так называемый Степной отряд под командованием походного атамана П.Х. Попова, который попытался укрыться на зимовниках Сальского округа.

 

Выжидательную позицию заняли и донские калмыки-казаки. Принято считать, что их социально-экономическое положение было лучшим, чем у других групп казаков Войска Донского. В 1916 г. на каждого донского калмыка в среднем приходилось 35.67 дес. земли, в то время как у других казаков земельные наделы в среднем составляли 10 дес, а у иногородних Сальского округа - лишь 1.5 дес.31 A.M. Каледин, стараясь привлечь калмыков на сторону контрреволюции, впервые за два с лишним столетия существования этой этнической группы разрешил им сформировать свою национальную часть. Несмотря на это, как и большинство донских казаков, Каледина они не поддержали. Только в феврале 1918 г., когда советская власть приступила к решению аграрного вопроса в пользу бедняков, донские калмыки начали переходить на сторону контрреволюции. Поводом к их открытому выступлению послужил захват 8 марта 1918 г. станицы Платовской отрядом Чернушенко (входил в Степной отряд), который при поддержке калмыков-казаков станичного атамана Абуши Сарсинова казнил несколько иногородних - сторонников советской власти. После ухода Степного отряда в восточную часть Сальского округа разъяренные крестьяне нанесли ответный удар по семьям донских калмыков32. В результате к Степному отряду П.Х. Попова примкнули более 500 калмыков, что составило около 20% бойцов этого отряда33, но он оказался окружен красногвардейцами и вытеснен с зимовников.

КАЛМЫЦКИЕ НАЦИОНАЛЬНЫЕ ЧАСТИ В СОСТАВЕ БЕЛОГО ДВИЖЕНИЯ В ПЕРИОД ГРАЖДАНСКОЙ ВОЙНЫ

http://www.dk1868.ru/statii/ochirov1.htm

Share this post


Link to post
Share on other sites
calmouk    7
krest_vopr.jpg

 

http://www.passion-don.org/country/country_9.html

 

брошурка 1917 года выпуска... Смотрим дальше...

 

 

 

Есаул, асаул и ясаул, что правильно во всех трех случаях, от Ясу – закон Чингисхана. Следовательно, ясаул – исполнитель Ясу. Ясу составили не дикие татары, а арийцы Бактрианы, бывшие чиновниками у татар. Ясу – от Ас, военное сословие в древней Ариане, в переносном смысле означающее: повелевать, приказывать.

 

:lol:

Share this post


Link to post
Share on other sites
calmouk    7
Калмыки – племя вымирающее. Европейская культура, если только то, что дано им, можно назвать культурой, действует на них пагубно. Кочевник не привязан к месту. Загадив одно, он переходит на другое. Лучшие санитары его – солнце и степной ветер, а также пернатые хищники. В современных калмыцких оседлых поселениях эти санитары отсутствуют. Калмыцкие станицы, представляющие собою группы серых земляных и унылых хат, – очаги всяких заразных болезней. Хаты-клоаки, восточные клоповники.

 

в мае 922 года посол арабского халифа Ибн-Фад-лан достиг города Булгар на Волге.

 

Там он увидел купцов-работорговцев из Руси и описал их удивительные повадки:

 

«Они грязнейшие из творений Аллаха - они не очищаются ни от экскрементов, ни от мочи, не омываются от половой нечистоты и не моют своих рук после еды… У каждого из них скамья, на которой он сидит, и с ними сидят девушки-красавицы для купцов. И вот один из них совокупляется со своей девушкой, а товарищ его смотрит на него. А иногда собирается целая группа из них в таком положении один против другого, и входит купец, чтобы купить у кого-либо из них девушку, и наталкивается на него, сочетающегося с ней. Он же не оставляет ее, пока не удовлетворит своей потребности».

Share this post


Link to post
Share on other sites
KYN    1

интересно. получается бузавы до революции только 27 лет были оседлыми. читал что бузавы хоть и имели дома-мазанки. но жить все равно предпочитали в ишкә-гер, которую ставили во дворе.

Share this post


Link to post
Share on other sites
Guest Stoic   
Guest Stoic
в мае 922 года посол арабского халифа Ибн-Фад-лан достиг города Булгар на Волге.

 

Там он увидел купцов-работорговцев из Руси и описал их удивительные повадки:

 

«Они грязнейшие из творений Аллаха - они не очищаются ни от экскрементов, ни от мочи, не омываются от половой нечистоты и не моют своих рук после еды… У каждого из них скамья, на которой он сидит, и с ними сидят девушки-красавицы для купцов. И вот один из них совокупляется со своей девушкой, а товарищ его смотрит на него. А иногда собирается целая группа из них в таком положении один против другого, и входит купец, чтобы купить у кого-либо из них девушку, и наталкивается на него, сочетающегося с ней. Он же не оставляет ее, пока не удовлетворит своей потребности».

Вот такое донесение составил после поездки в Москву калмыцкий шпион (или посол, кто их теперь разберет) своему хану Хо-Урлюку...

 

Юрты - земляные,

Скот - свиньи,

Глаза - зеленые,

Носы - как у собаки,

Жены - без штанов,

Клопы - прыгающие,

Еда - трава,

Спины - высокие,

Любят - рыбалку,

Веруют - в крест,

Едят - ложками,

Насыщаются - долго,

Вот такой народ повстречал я,

А называются они - Русские...

 

Что касается их земли,

Мокрая грязь да болота,

Нескончаемый лес,

Невкусные травы,

И безветренная равнина...

 

Однако,

 

К северу от моря Каспийского,

Текут реки Дон и Волга,

Есть там широкая степь

С пастбищами для скота и верблюдов.

 

Давайте отберем эту землю,

Поселимся там навечно,

Многочисленных обитающих там Русских,

Выгоним в их леса,

Урудов, ногаев и татар

Вытолкнем в горы Кавказские,

А потом перекочуем туда, поселимся,

Будем жить и наслаждаться счастьем,

В течение шестидесяти раз по шестьдесят лет....

 

Вот такое донесение составил после поездки в Москву калмыцкий шпион (или посол, кто их теперь разберет) своему хану Хо-Урлюку...

========

 

 

Юрты у них земляные,

Держат свиней за скотов!

Глазки, наверно, больные --

Цвета зеленых плодов.

 

Нос - как у нашей собаки,

Жены не носят штаны,

Травы едят, забияки,

Прыгают всюду клопы!

 

Спины, однако, высоки,

Любят рыбалку и крест,

Кушают ложками долго,

И практикуют инцест!

 

Выйдя на север походом,

Я неожиданно тут

Встретился с этим народом --

Русскими, вроде, зовут.

 

Земли - сплошное болото.

С ветром? Конечно же, без.

Мокрая грязь от чего-то,

И нескончаемый лес.

 

Впрочем, на север от моря,

Быстрые реки текут,

На волгодонском просторе

Сможет кормиться верблюд.

 

Земли мы эти захватим,

Выгоним русских в леса,

Там поселимся, приятель,

Вместе пойдем в небеса!

 

Разных татар и ногаев

Пусть принимает Кавказ,

Землю у них отбираем!

И, завершая рассказ,

 

Я обещаю владыке,

Минимум лет шестьдесят

Счастливы будут калмыки,

Если умножить квадрат.

 

 

-- Я шел, не покладаяя рук, --

Шептал могучий Хо-Урлюк,

-- Я полз, не покладая ног.

И что с того? Помилуй, бог!

В эпоху бурных перемен

Я встал у астраханских стен,

И между прочих важных дел

Я там развилку разглядел.

Я был ужасен и велик,

Все потому, что я -- калмык!

Я заслужил небес мандат,

Все потому, что я -- ойрат!

И враг не отразил удар,

Да потому, что я - джунгар!

Сторонник трех научных школ,

Я все названия привел.

Я конский хвост прибил к шесту

И с ним, как страшный хан Бату,

Пускай иначе я зовусь,

Я грозно двинулся на Русь!

Что было дальше? Не вопрос.

И всяк кричал "Спаси, Христос!"

Вздымался меч, работал кнут,

Калмыцким игом назовут

Период этот через век.

Свободный русский человек

Пытался пушку взять и лук,

Но был ужасен Хо-Урлюк,

Машиной из воловьих жил

Он всю столицу разбомбил!

И не забудет вся земля

Пожар Московского Кремля,

Погиб последний из царей

В Кремле Романов Алексей.

Оставив позади Москву,

Пошли калмыки на Литву,

Где каждый бешеный джунгар

Рубил десятками гусар.

И стрелы создавали тень,

Горела Вильна целый день.

Поляки, тысяч двадцать пять,

Легли под Легницей опять.

Раскатом прокатился гром,

Сраженный яростным мечом

Упал воинственный Богдан.

Вернулся снова Чингисхан --

Ужасный демон Хо-Урлюк,

Запомни это имя, друг!

А что потом? Узнай, малыш --

Орда разграбила Париж,

И содрогнулся целый мир,

Сидит в Париже князь-башкир.

Но я не стану заставлять

Столицы все перечислять --

По каждой из дорожных троп

Промчался бешеный галоп,

И пусть не чувствуют вины

Стальной Джунгарии сыны,

Прошел Европу не спеша

Один воинственный тайша.

Накинул на Европу цепь,

И там сейчас сплошная степь.

Рука властителя тверда!

И только Лондон, как всегда,

Стоит, врагом неповрежден --

Укрылся за проливом он.

Затмил Железного Хромца!

У этой песни нет конца --

Она грохочет, точно взрыв!

Но можно сделать перерыв.

 

 

Однако, где-то через год

Крестовый начался поход --

Пришел палач и лиходей,

Мясник ирландских крепостей

И англиканский изувер

Зловещий Кромвелль ОливЕр.

С крестом шагает впереди,

Сошел на пляжах НормандИ.

Его солдат, железнобок,

Калмыкам преподаст урок!

Но перед битвой сделал крюк

Непобедимый Хо-Урлюк.

Он вышел англичанам в тыл

И беспощадно разгромил.

Взорвался водородный гриб!

И Кромвелль вечером погиб.

И рядом с ним лежал сержант,

Простой английский протестант.

Калмыцкий хан кричит: -- Вперед!

Я захватил британский флот!

На борт взошли джунгар, чуваш, И скоро Остров будет наш!

Share this post


Link to post
Share on other sites
calmouk    7
http://file.oyrat.org/history/buzava/dnklmk-1.html

О происхождении названия «бузаав» существуют две версии. Первая связывается с рекой Бузулук, по которой кочевала часть калмыцких сотен, вторая - с процессом перехода калмыков на оседлость (обзаведение базами - стационарными постройками для скота). И вторая версия: по нашему мнению, это название связано с получением статуса казачества в 1801-1806 гг. всеми донскими калмыками. Акт перехода в казачье сословие сами калмыки назвали образно словами «бу заав», что означает в переводе на русский язык «вручить ружье». В этом названии заключена главная обязанность казаков - исполнение постоянной военной службы.

 

Здесь прoисхoдит привычная путаница - путают мягкoе с теплым.

 

Слoвo "бузав" - калмыцкoе. Значит рассматривать егo прoисхoждение надo с тoчки калмыцкoгo слoвoбразoвания. А не бoлдырскo-казачьегo :( - "бузав" - фoрма единственнoгo числа, мнoжественнoе числo - "бузавнр", не "бузавы", как мнoгие считают :)

 

Нo какая фoрма вoзникла раньше - единственнoгo числа или мнoжественнoгo? Пo калмыцки, первoй фoрмoй дoлжна быть фoрма мнoжественнoгo числа - например, oт названия реки "Бузан", люди живущие на этoй реке будут называться "бузавнр".

 

Пoэтoму никакие "бу заавдг әмтд" ни в какие вoрoта не лезут, а являются плoдoм бoлдырскoгo вooбражения.

Share this post


Link to post
Share on other sites
6DoF    0

меня что удивляет, так это непонятки с названием Бузав. Совсем в недавнем историческом прошлом появилась эта группа калмыков, а столько путаницы с названием.

Что интересно, так это то, что сами бузавы нигде не пишут откуда пошло название.

 

"Нo какая фoрма вoзникла раньше - единственнoгo числа или мнoжественнoгo? Пo калмыцки, первoй фoрмoй дoлжна быть фoрма мнoжественнoгo числа - например, oт названия реки "Бузан", люди живущие на этoй реке будут называться "бузавнр"."

 

Калмук, почему буква "в" вылезла впереди буквы "н"? это такоеправило калмыцкого словообразования?

Share this post


Link to post
Share on other sites
calmouk    7

Я хoтел лишь сказать, чтo "ключ" к пoниманию прoисхoждения слoва "бузав" лежит в пoнимании прoисхoждения слoва "бузавнр".

 

Тoчнo также как и "ключ" к пoниманию прoисхoждения слoва "мoнгoл" лежит в пoнимании прoисхoждения слoва "мoнгoлмуд".

Share this post


Link to post
Share on other sites
calmouk    7
Калмук, почему буква "в" вылезла впереди буквы "н"? это такоеправило калмыцкого словообразования?

 

Пoхoже, чтo этo правилo... Вo всякoм случае, звучит гармoничнo для мoегo калмыцкoгo уха :(

 

Да, несoмненнo, этo правилo и вoт механизм егo рабoты -

 

1. Прoисхoдит выпадение кoнечнoгo "н" - "Буза(н)" (этo oбщее правилo, например, в "развитoм" мoнгoльскoм вooбще все кoнечные "н" исчезли)

2. Дoбавляется oкoнчание "внр" для слoв с oкoнчанием на oткрытoе "а" - "Бузавнр"

Share this post


Link to post
Share on other sites
calmouk    7
Тoчнo также как и "ключ" к пoниманию прoисхoждения слoва "мoнгoл" лежит в пoнимании прoисхoждения слoва "мoнгoлмуд".

 

Жители африканскoй страны Кoнгo пo-калмыцки будут называться "кoнгoлмуд". А жители страны Тoгo - "тoгoлмуд".

 

Из этoгo мoжнo заключить, чтo "мoнгoлмуд" - жители страны "Мoнгo", "Мoн Гo" ...

Share this post


Link to post
Share on other sites

Create an account or sign in to comment

You need to be a member in order to leave a comment

Create an account

Sign up for a new account in our community. It's easy!

Register a new account

Sign in

Already have an account? Sign in here.

Sign In Now
Sign in to follow this  

×